Достопримечательности Карпат. Экскурсии Западной Украиной
Пещерный монастырь, расположенный вблизи с. Разгирче. Львовской области. 

Очень ценным карпатским пещерным памятником Галицкого монашества средних веков является пещерный монастырь, расположенный вблизи с. Разгирче  Стрыйского р-на, Львовской обл. Памятник достопримечательности Карпат расположен на высоте примерно 25 м от подножия горного массива, который сейчас покрыт лесом. Пещерный монастырь в Розгирче представляет собой сравнительно большой комплекс, который построен в отдельно стоящей скале, выступающей над поверхность земли, на отдельном  горном массиве, на большой площадке - на высоте около 14 м и имеет ширину около 20 м. В указанном карпатском пещерном, монашеском комплексе есть жилые, культовые и хозяйственные пещерные камеры.

 

Эта основная достопримечательность Галицких Карпат или средневековая монастырская обитель была размещена на двух горизонтальных уровнях средневековой архитектурной застройки с внешней системой сообщения. На верхнем горизонтальном уровне, что выходит в восточном направлении, находится пещерная церковь, а в нижнем - сооружения жилищного и хозяйственно-бытового характера. Попасть из нижнего яруса в верхний этой средневековой достопримечательности Карпат можно только с помощью каменных ступеней, вырубленных в каменной основе с фронтальной стороны средневекового карпатского монастыря.

 

По мнению известного Галицкого исследователя начала XX в. Василия Карповича, для проживания монахов предназначалась одна большая жилая камера, которая была вырублена в сплошной каменной основе. На стенах и потолке жилой камеры пещерного монастыря нет характерных для пещерных сооружений Прикарпатья природных трещин и раковин, а лишь многочисленные отпечатки металлических орудий, что свидетельствует о ее искусственном происхождение.
В плане, как отметил автор, жилая камера имеет прямоугольную форму. Самая длинная  сторона сооружения ориентирована по оси восток-запад, что соответствует древней христианской традиции застройки культовых и трапезных сооружений.


Размер пещерного жилого помещения карпатской достопримечательности в с. Розгирче, Львовской области, составляет 7 х 8 м, а в целом площадь - 56 кв.м.

По мнению иследователей, в таком большом религиозном доме могло проживать около 20 человек.
Размер сооружения свидетельствует про  ее общинное организационное устройство.
Большие жилые камеры является характерным признаком развитых средневековых монастырей кельтского типа. Поэтому вся монашеская община монастыря проживала в одном общем помещении, с одной стороны, этот факт является грубым нарушением условий киновии, а с другой - свидетельством келиотськой формы устройства. Ведь в соответствии с положениями Типикона и 19-й статьи Правил монашеской жизни митрополита В. Рутского, каждый монах монастыря должен иметь отдельную келию. Совместное проживание монахов в одном жилом помещении не допускалось. Только в исключительных случаях карпатским монахам - путешественникам при соблюдении определенных требований разрешалось ночевать вместе в одном жилище.
Таким образом, можно определить - по форме организационного устройства здесь могли проживать монахи-келиоты.

Стоит заметить, что на схематическом плане Розгирчанского пещерного монастыря, который в своей публикации описал В. Карпович, нет трапезного помещения. Его отсутствие подтвердили также результаты других спелеологических исследований, проведенных в этой карпатской достопримечательности.  Как уже было отмечено, монашеские харчевни имели особое значение в жизни средневековых монашеских общин, созданных на принципах киновии. Монашеские трапезные является не только важной и даже обязательной составной частью монастырей киновиального типа. Традиционно в помещениях трапезных ежедневно и только в определенное время собиралось монашеское братство. Ведь за уставными правилами монахам разрешалось принимать пищу только в монашеских харчевнях и только по благословению настоятеля. За их пределами питаться было строго запрещено.

 

 

Учитывая сравнительно хорошую сохранность карпатской, пещерной жилой достопримечательности в с.Розгирче, проанализируем ее подробнее.
Жилую камеру вырубили в каменном основании твердого известкового песчаника. Пещерные сооружения имеют довольно высокие потолки, высота которых - в средней части помещения от уровня пола составляет около 3,5 м. Потолок отличается арочным  сводом, плавно переходит в боковые (северную и южную) стены.

На стенах и потолке пещерной жилой камеры прослеживаются многочисленные отпечатки широких и узких металлических инструментов, свидетельствующих об искусственном происхождении этого пещерного строения. По некоторым подсчетам, для создания жилой камеры было вырублено около 150 м3 каменной породы, что составляло
общую массу около 480 т.


Стоит отметить, что все работы выполнялись примитивными методами и средствами с применением простого инструментария и физической силы обитателей монастыря. Поэтому предварительно запланированное строительство большой, общей жилой камеры для совместного проживания силами монашеской общины обители не вызывает никаких сомнений.

 

 

Вход в средневековое карпатское жилище размещался в передней стене с западной стороны сооружения. Входом в жилое помещение служил "дверное" отверстие прямоугольной формы (1,9 х 1 м). Оно было вырезано в каменном основании примерно в средней части передней стены.
Нижняя часть входного отверстия поднята на высоту почти 0,2 м от уровнем пола, что при входе в помещение создает каменный порог. Толщина каменных стен в месте нахождения дверного проема в среднем составляет 0,6-0,7 метра. В передней стене жилого сооружения также имеются отверстия, которые имеют разную форму. Вероятно, они были окнами или служили в качестве естественной вентиляции помещения жилой камеры. Можно согласиться с мнением львовского исследователя Р. Сулико, что отверстие, которое расположено слева от входа, служило именно окном. Оно имеет овальную форму и примерные размеры 1,1х 0,5 м.
Справа от входа расположен другое отверстие и имеет характерную яйцевидную форму.
Его максимальная высота составляет 1,6 м, ширина - 0,6 м. По всей видимости, именно этот проем  был  предназначен для вентиляции пещерного помещения, или служил для обеспечения функционирования отопительного устройства, о существовании отопительных устройств свидетельствуют следы копоти на потолке и стенах карпатского пещерного монастыря.


Еще один оконный проем овальной формы (1,2 х 0,9 м) находится слева от входа в угловой части северной стены, прилегающей к фронтальной стене жилой постройки.
Над дверным проемом входа в жилую постройку монастыря расположен округлое отверстие (диаметром - 0,6 м), который, по мнению львовского исследователя Р. Сулико, также имело вентиляционное назначение.

Основным критерием для определения оконных или вентиляционных отверстий помещения является наличие со стороны жилой камеры вырезанных в камне пазов для крепления деревянных конструкций. В частности, с внутренней стороны дверного и оконных проемов келейного помещения (за исключением языковидные и округлых отверстий) по периметру имеются пазы прямоугольной формы, вырезанные в каменном основании на глубину 4-5 см.
По мнению современных исследователей памятника средневековой карпатской истории, именно они предназначались для крепления к каменной основе дверных и оконных рам.
Похожие углубление в камне также зафиксировано в оконных и дверных проемах помещениях древней пещерной церкви и небольшой монастырской кладовой. Существование дверных и оконных рам говорит о существовании в те времена определенных мероприятий для утепления сооружений, которое не характерно для анахоретов, пещерников и представителей других видов аскетического средневекового монашества Карпат.

Келиотська форма существования для многих монашеских общин оказалась удобной учитывая реальные общественно-политические условия, в которых в средние века оказались украинские земли и украинский социум в частности в Карпатах. Благодаря келиотський форме организационного устройства общины инокии могли иметь свое собственное имущество, свою пищу, свои средства, одежду, самостоятельно планировать и выполнять хозяйственную работу и многое другое. Поэтому келиотское организационное устройство существования многих средневековых монастырей вследствие общественно-политического положения карпатских земель в средневековье не только получили широкое распространение, но и имели достаточно длительное существование. На основании результатов археологических и спелеологических исследований ряда пещерных монашеских памятников Карпат, обследование их архитектурных стилей и особенностей архитектурной застройки, выделение определенных, характерных для той или иной эпохи или местности конструктивных элементов пещерного монастыря и других признаков исследователи  датируют существования средневекового пещерного монастыря в с. Розгирче Львовской области периодом ХIII-XIV вв.

Таким образом, как показывают результаты комплексных научных исследований - средневековые пещерные монастыри карпатской Галичины прошли долгий и сложный путь формирования и развития. Процесс постепенной организационной трансформации пещерного монашества в высшие организованные монастырские институты происходил довольно медленно под влиянием ряда факторов. Пещерные карпатские монастыри представляют несколько разновидностей монашеского существования, которые в абсолютном большинстве случаев отражали келиотськие общинные отношения, и стали явлением, наиболее характерным для ранних этапов становления и распространения христианства не только на землях Древней Руси Карпат, но и во многих европейских государствах.

 

Пещерные средневековые монастыри Галичины составляют важную группу исторических памятников. Как свидетельствуют научные исследования, проведенные исследователями Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника, в Украинских Карпатах находится большое количество неизвестных в исторической науке монашеских памятников, относящихся к средневековому времени. Так, только у Скит-Манявский монастырь в горном массиве Карпат в ур. Скитик обнаружены остатки неизвестной монашеской обители, требующие тщательных исследований - расположен он вблизи горы Воскресенка, Борисо-Глебовка и др.
Характерные для монашества топонимические названия имеют не только урочища в окрестностях монастыря в Маняве, но и урочища в Доре, Среднем Березове, Назавизов, Фитькив и Грабовцах, а также в  вблизи других населенных пунктов, где они образовались у скальных языческих комплексах и святилищах, городищ и княжеств в Карпатах.

Древние монастыри имели различные пути возникновения. Древнейшие сведения о Карпатах дают основания датировать появление монастырей XI в.,
Хотя бытуют мнения о появлении монашества в Карпатах несколько раньше. Известен летописный монастырь у Сколе, в Верхнем Синевидном, упомянутый в 1241 году.
Всего в Прикарпатье и в Украинских Карпатах существовало два типа монастырей: пещерные и построены на открытой местности. Известно, что создателями многих карпатских монастырских обителей на городищах и в пригородах была княжеская и боярская карпатская верхушка. Учредителями пещерных карпатских монастырей были странствующие монахи, анахорети.

 

Все древние -карпатские  монастыри имели оборонительный характер. В пещерных монастырях мощной защитой служили каменные основания скальных выступов, осложненные системы доступа и другие факторы. Монастырские дома, которые закладывали на открытой местности, имели сооружения систем фортификаций, которые в то время строили на городищах. Например, , древние карпатские монастыри городищ имели оборонительные валы в виде земляных насыпей, более поздние – каменные стены, что было характерно для замковых фортификаций Галичины ХIV-XVI вв.
Общинное объединение средневекового монашества на основе киновиальных отношений стало основным залогом появления первых уставных монастырей на галицких землях. Одни группы монахов еще в княжеские времена селились в свободных пещерных карпатских полостях, постепенно приспосабливая их к собственным нуждам. Другие в течение длительного периода проживали в примитивных жилых помещениях.

Стоит отметить, что толкование понятия "карпатский монастырь", которое часто бытует в письменных источниках и народных преданиях, во многих случаях не соответствует их реальному статусу. Отдельные средневековые монастыри Галичины на протяжении своего существования не имели уставов и функционировали за пределами уставных положений. Но тоже назывались монастырями. В таких монастырях уставные положения обычно передавали устно из поколения в поколение. Определяющим признаком карпатского монастыря служит наличие основных составных частей его инфраструктуры (храм, кельи, трапезная) и определенные принципы организационного построения. Наиболее приближенными к требованиям уставного монашества были карпатские монастырские обители, организованные на основе киновии.
Однако в средние века в Карпатах существовали и монашеские общины, которые собирались на келиотських, идиоритмичних и других организационных принципах. По средневековым уставными нормами, требованиями и правилами существования -монашество имело четкую регламентацию всех сторон личного и общинного устроя, что нашло отражение в положениях Типикона.
Исторически своими корнями монашеские Типиконы достигают первых веков нашей эры.
Со времени раннего христианства в карпатской монашеской среде была заложена определенная социальная дифференциация иноков. Пахомий Великий - основатель первого в истории христианства:  киновиального карпатского монастыря - с участием в духовной жизни разделил монахов на 24 класса (разряда). Правила, которые составил Пахомий, регулировали многие стороны внутренней и внешней жизни карпатского монашества.

Со временем уставные положения совершенствовались, приспосабливаясь к тем или иным общественным условиям жизни в Карпатах. Деятельность монахов монастыря киновитов организовывал и направлял игумен (или настоятель), которого выбирала монашеская община обители. Поэтому монахи находились под его духовной и административной властью. По воле и благословению настоятеля в православных монашеских общинах Галичины, организованных на киновиальной организационной основе, осуществляли строительство помещений для всех:
храм, трапезные, кладовые и т. п.
А также индивидуального (кельи) пользования. Кроме физического труда, который обеспечивал потребности функционирования монастыря, монахи всю свою жизнь должны были проводить в молитве, чтении духовных книг и в миссионерской деятельности. Карпатские монахи киновиты строили так называемые общежительные монашеские дома, в которых существование каждого монаха было регламентировано соответствующими положениями про междоусобные отношений, быт, веру, хозяйственную и производственную деятельность.

Средневековые и поздние письменные источники часто называют карпатских монахов, проживающих в киновиальних монастырях, "законниками".


К сожалению, исследователи не имеют сведений о законнических монашеских домах Карпат.
Но одним из примеров, что может дать представление о законничестве среди монастырей и монашества, есть  особенности единоличных пещерных жилищ сидящего типа (так называемые "седалища"), характерные признаки монашеских жилых камер и т.д.,
Письменная история Креховского пещерного монастыря, хорошо известная по архивным и археологическими источникам. В частности, архивные документы свидетельствуют, что первыми законниками, а также учредителями карпатской пещерной монашеской обители в Крехови (т.е. Креховского пещерного монастыря) в конце XVI в. стали бродячие монахи Иоил и Сильвестр.
Спелеологические сведения позволяют идентифицировать карпатскую монашескую келью, карпатский пещерный храм, особенности сооружения трапезных и тому подобное.

В целом количество законников в Галицких монастырях в средние века была незначительной. Чаще всего их было три-четыре человека.
Однако большинство монастырей находилось за пределами действующего среди монашества законничества. Определение организационного принципа существования того или иного монастыря можно осуществлять по результатам комплексного научного исследования той или иной достопримечательности Карпат, археологического и архивного материала, на основе сравнения положений типикона, которые применяли в отдельных карпатских монастырях. Также на основании комплексных исследований определяют тип организационного устройства того или иного монастыря.

Бытовые условия пещерного карпатского монашества отличались аскетизмом.
Важное значение для воспроизведения быта монахов имеют исследования монашеских келий.
Заметим, что в абсолютном большинстве карпатских пещерных жилищ не было никаких систем обогрева.
Принципиально новое применение получили жилища монахов келиотив и идиоритмив.
Для них было характерно совместное проживание нескольких человек в одной жилой камере. Конечно, общность проживания является нарушением уставных положений, но она была обусловлена реальными условиями, в которых в средние века оказалось украинское карпатское монашество. Совместное проживание нескольких монахов в одной жилой камере подтверждают результаты спелеологических исследований Розгирчанського, Бакотского, Лядовского и других пещерных монастырей Галичини.

Пещерные жилые постройки келиотов многих Галицких монастырских обителей одновременно служили как для совместного жилья, были и трапезные, храмы, мастерские, бытовые помещения.
В таких жилых помещениях можно обнаружить вещественные находки бытового, хозяйственного, производственного, культового и другого назначения. Поэтому в значительной мере монашеские жилые помещения (кельи) были отражением типа организационного устройства того или иного монастыря, характеристикой жилищных условий и ежедневного монашеского быта.

 

Для сравнения бытующих разнотипных средневековых монашеских жилищ заметим, что единоличные кельи киновитов имеют незначительные размеры, а жилые постройки келиотов часто представляют собой большие карпатские пещерные камеры, в которых одновременно могло проживать несколько человек. В этом есть основное отличие между жилыми сооружениями. Келиотський тип монастырского быта митрополит Илларион называет "семейным монашеством". Такие средневековые келиотские монастыри в основном находились за пределами законничества.
В позднем средневековье Карпат в практическом употреблении даже появился термин "монах-законник". Преимущественно карпатские монашеские обители келиотив существовали в глухих лесных уголках, а поэтому не были зависимыми от организационных иерархических структур и, таким образом, находились вне учетных систем, которые существовали в то время. Не исключено, что такое монашество могло появиться как одна из форм социального протеста порабощенного населения Карпат.

Вероятно, письменные сведения, которые собирали в келиотських монастырях, мало интересовали представителей иерархии, возможно, из-за отступничества от требований и правил Типикона. Сведения оставались в монастырских обителях на сохранении и поэтому на сегодня оказались утраченными. Ряд статей Типикона определяла отношение уставного монашества к материальным благам и ценностям. В частности, двенадцатая  и тринадцатая статьи дисциплинарных положений запрещали монахам иметь и хранить ценности, семнадцатая –призывала  воздерживаться от роскоши, и еще целый ряд статей отмечали обязанность монаха проживать в материальной убогости и длительных, изнурительных постах.

Поэтому, как свидетельствуют результаты спелеологических исследований в Карпатах, в келейных помещениях киновитов почти не встречаются предметы быта (горшки, дзебанки, миски, кухонные ножи и т.д.), ценные вещи, нумизматические и другие находки, которые характерны для жилья келиотив и сооружений сельских и городских поселений Карпат. Культурный слой в пещерных кельях киновиальних карпатских монастырей был обычно бедным. Карпатские монахи в монастырях келиотського типа имели совершенно небольшую частную собственность, которую в основном развивали на базе домашнего животноводства, различных промыслов, ремесленных и хозяйственных занятий. Это подтверждают археологические находки, обнаруженные во время исследований пещерных сооружений. В частности, в жилых камерах входной части Страдецкого пещерного монастыря в 1930-х гг. Ярослав Пастернак обнаружил мелкие фрагменты керамической посуды, кости птицы и домашних животных и другие находки. Найденные артефакты на основании применения сравнительного метода научных исследований в отношении нескольких положений Типикона отрицают киновиальное устройство обители. Важными сооружениями средневековых монастырских комплексов киновитов есть общие трапезные, которые еще часто называют монашескими харчевнями в Карпатах. Для монастырей киновиального типа эти сооружения имели особое значение, поскольку их не только использовали для совместных трапез братии, но и наделяли определенным мистическим смыслом, который монахи ассоциировали с "Тайной вечерей". Поэтому монастырскую трапезную в жизни монахов киновитов зачастую трактовали как сакральную, а не утилитарную постройку Карпат. Функционально, а также образно трапезная тяготела к соборной церкви.

Не случайно трапезные помещения располагали вблизи храмов. Как и культовые христианские сооружения, трапезные помещения в Карпатах хранили пространственную ориентацию.
Важное духовное значение монашеских общинных трапезных помещений карпатских монастырей киновиального типа нашло отражение в древней христианской традиции установления в них алтаря или алтарной части, небольшой часовни, а также церкви. Нередко в пространственном плане это формировало линейную функциональную схему размещения зданий монастыря, где церковь, трапезный зал, келейные и вспомогательные помещения группировались вдоль оси восток-запад.

Стоит отметить еще один организационный тип устройства монастырей, который распространялся на Галицких землях в хронологических рамках исследуемого периода. Это монастырские обители, существовавшие на основе идиоритмии. Появление этого организационного типа, прежде всего, следует связывать с особенностями существования карпатской идиоритмии.
В монастырях не было никакого хозяйства, ни жилья, ни хозяйственных, ни производственных сооружений и т. д. Основным определяющим центром фиксации средневекового идиоритмичного монастыря остается монастырский храм. Интересно, что место проживания карпатских монахов средневековых идиоритмичних обителей остается  неизвестным и сегодня.
Как отмечает И. Огиенко, общим, что объединяло монашество в идиоритмах, было только богослужения в храме.

Отдельные письменные источники отдела древних актов Карпат и Центрального государственного исторического архива Украины, г. Львов, среди других монашеских домов Галицких земель также вспоминают идиоритмични монастыри по делам законности использования их жителями пещерных полостей Карпат. Однако место их нахождения установить сложно, что, прежде всего, обусловлено отсутствием источников информации об этих достопримечательностях Карпат. Например, известный Галицкий религиозно-политический деятель XIX в. митрополит Модест Мациевский обнаружил среди архивных письменных источников сведения о ряде средневековых карпатских монастырских обителях.
Вероятно, они существовали на организационных принципах идиоритмии, потому их места размещения, даже сегодня, установить не представляется возможным. Организационное устройство в идиоритмах несколько напоминает организационную систему, которая существовала в келиотських монашеских общинах. Ведь монахи в идиоритмичних монастырях, как и келиоты, имели свое личное хозяйство (не общинное, как в киновитов), сами обеспечивали себя пищей, одеждой, работой, производственным инвентарем, по своему усмотрению составляли распорядок дня и тому подобное. Итак, важным признаком идиоритмов является размещение и жизнь монахов за пределами монастырских домов. Известный, по архивным документам - Лагодицький монастырь в Золочеве и значительное количество монастырей Украинских Карпат существовали на основе идиоритмии. Важным признаком средневековых карпатских пещерных монастырей, существовавших на принципах киновии, является характерное скопление разделенных между собой пещерных сооружений. То есть в пределах пещерной полости прослеживается характерное скопление заселения определенного участка древней достопримечательности (чаще всего пещерного коридора) в виде группы небольших индивидуальных жилых сооружений. Чаще всего встречаются компактные заселения от трех до пяти жилых камер.
Такие скопления карпатских пещерных жилищ известны по результатам спелеологических исследований пещерных скитов в Беремянах, Отрокове, Крутилове, Винятинцях, Галице, Бакоте, Лядовой и в других монашеских памятниках истории карпатской Галичины, которые еще в конце XIX в. обследовал польский исследователь А. Грушецький. Вероятно, такая система заселения пещерных полостей создавалась в результате существования у киновитов - институтов послушничества и наставничества. Известно, что система праведного монашеского обучения и воспитания занимала особое место в монашеской жизни жителей Карпат.

Во всех пещерных монастырях обнаружены пристенные лавы. Пристенная каменная скамья в Креховском пещерном монастыре тоже есть и размещена она в пещерном коридоре вблизи жилых камер верхнего яруса. В конструкциях пристенного ряда заметно выделяется и немного поднят над горизонтальным уровнем каменный подголовник. О существовании каменной скамьи в помещении пещерной карпатской церкви монастыря в Розгирче вспоминал исследователь
Б. Януш. В результате проведенных исследовательских работ было установлено, что каменная скамья карпатской достопримечательности имела ровно срезанную горизонтальную поверхность. Две длинные пристенные каменные скамьи есть и в помещении пещерного монастыря в Бубнищи на Ивано-Франковщине. По характерным признакам, которые были обнаружены в процессе спелеологических исследований, можно предположить, что данное помещение могло служить трапезной монашеской обителью или для других целей.

Вокруг монастырей свои единоличные жилища сооружали и анахореты. В письменном источнике указано, что вблизи Креховского монастыря на горе Побойной проживал монах-отшельник по имени Онуфрий. Однако сколько-нибудь значительных сведений об отшельника Онуфрии обнаружить не удалось. Упоминание в документе свидетельствует о существовании пещерного сооружения монаха анахорета, что было традиционным явлением для многих окраин средневековых карпатских монастырских обителей. Однако условия существования анахоретов остаются неизвестными для общества и сегодня.